Картезианский монастырь Валь-де-Бенедиксьон имеет одну особенность: он находится в центре города. И пустыня, которая разделяет монахов и других людей, является символической, это подчеркивается архитектурой обители. Между улицей и зданием для монахов имеется несколько придворий: сначала это женский двор, затем длинная тутовая аллея, и только потом сам монастырь.
Входной портал (фотография наверху справа) был переделан в XVIII веке; на нём видны гербы Этьена Обера, Пьера Монтирака и картезианского ордена XIV века, разбитые во время революции.
Женский двор (фотография наверху слева) – двор для мирян, который назывался также женским, являлся первым придворием, отделяющим монахов от внешнего мира. Там была сосредоточена хозяйственная деятельность, находились кузница, свинарник, коровник, гумно, которые таким образом связывали обитель и внешний мир. Хозяйственная жизнь велась на периферии монастыря.
Женщинам не разрешалось проникать в лоно обители; они собирались в женском дворе, где монахи раздавали хлеб для местного населения, участвовали в хозяйственной жизни. Старинный путеводитель гласит: «Туда могут входить лица женского пола, которые приходят по делу».
Ворота Вальфёньер
После женского двора стоят ворота Вальфёньер. Они позднего сооружения, стоят на месте «духовных ворот»; это то, что называется монастырской оградой. Её функция – не затворять монахов, но помешать любопытным мирянам проникать внутрь. Ворота были выполнены Франсуа Де Руайе дё ля Вальфёньером и скульптором Бартелеми Гранжье. Эти ворота являются уменьшенной копией колоссального портала, предварительно заказанного настоятелем Хрисанте Полин для большой улицы Вильнёва, построенного в 1648-1649 годах.